Сегодня, 5 октября, в День Учителя в нашей школе прошёл общешкольный урок памяти, посвящённый бессмертному подвигу известного польского педагога, врача , писателя и общественного деятеля Януша Корчака.

Началось мероприятие с чтения отрывка из сказки «Король Матиуш Первый». Как выяснилось, даже многие учителя, зная легендарную биографию Корчака, ничего не знают о его деятельности писателя. Участники мероприятия с интересом прослушав отрывок из книги, верно определили, выбрав из трёх предложенных книг, название «Король Матиуш Первый». Учащиеся стали предлагать свои варианты продолжения истории про короля Матиуша, некоторые решили, что возьмут книгу в сельской библиотеке, если она есть.

После вступительной части учащиеся познакомились с биографией Януша Корчака, Эрша Хенрика Гольдшмидта.

Януш Корчак родился 22 июля 1878 года в Варшаве в обеспеченной еврейской семье. Он получал образование в гимназии Августины Шмурлы, продолжал обучение в восьмилетней Пражской гимназии, где обучение велось на русском языке, и ученики знакомились с творчеством многих русских писателей: Льва Толстого, Александра Пушкина, что во многом предопределило его литературное творчество. После гимназии был Варшавский Императорский университет, медицинский факультет. Януш Корчак по окончании в 1905 году медицинского университета много лет работал врачом в еврейской детской больнице, с целью повышения своей квалификации ездил изучать медицину в Лондон и Берлин, несколько лет работал на радио. В 1912 году Януш Корчак окончательно решил посвятить себя педагогике. Заданный учащимся вопрос о причинах этого решения вызвал оживлённую дискуссию учащихся. Ребята высказали мнение, что обучение в в гимназии Августины Шмурлы, где Корчак столкнулся с несправедливостью, чувством беспомощности перед произволом воспитателей, вдохновило его на создание совершенно нового образовательного учреждения, воплощение новых передовых педагогических идей, где учителя и дети- союзники и друзья. Серьёзное впечатление, заставившееся задуматься, оставило понятие «ценз оседлости», который граждане еврейской национальности не могли нарушать: жить можно было только в установленных законом местах. По мнению ребят, умение преодолевать трудности у Корчака появилось ещё в детстве, когда он был вынужден после смерти отца, совмещая учёбу в гимназии с работой, заботиться о своей семье: именно тогда он начал писать и издавать свои первые работы. По-своему трудное детство, не смотря на материальное благополучие, обострённое чувство социальной справедливости, любовь к литературе воспитали разносторонне развитую личность, творца, защитника детей.

Самые известные работы Януша Корчака: «Как любить ребёнка», «Ребёнок в семье». Актуальность педагогических концепций Корчака в наше время основано на их прогрессивности, дальновидности и гуманности.

Продолжилось занятие просмотром фильма о нравственном подвиге Януша Корчака. Время оккупации Польши- тяжёлое, особое испытание, проявлявшее в людях их лучшие или худшие моральные качества. Януш Корчак старался как можно дольше сохранить жизнь вверенных ему детей «Дома сирот», пытался убедить новую власть, что дети могут приносить пользу солдатам Германии, шить для них одежду и форму, но, несмотря на это, в 1942 году Корчак получил приказ о депортации приюта в Треблинку. Во время погрузки в вагоны офицер СС, узнав в директоре приюта автора его любимой детской книги, предложил ему спасение, но Януш Корчак категорически отказался. Его пытались неоднократно спасти, устроить побег, но он отказывался покидать детей. Вместе с детьми он прошёл весь земной путь испытаний, закончившийся в газовой камере концлагеря Треблинка.

Бессмертный нравственный подвиг Януша Корчака- это пример мужества, служения человечеству, героизма, верности своим нравственным идеалам.

05.10.2021                                                                           Новинская Е.В.