Содержание материала

Участники с ОВЗ ГИА-11

 

Инвалид (ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»).

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Признание лицом с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). Гражданину, признанному лицом с ограниченными возможностями здоровья по решению ПМПК выдаются рекомендации (заключение) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития. Рекомендации (заключение) ПМПК носят для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242).

 

 

 

 

 

Итоговое сочинение (изложение) для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов

 

Нормативно-правовые документы:

 

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
  • Порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования Архангельской области от 25.10.2023 № 1881;
  • Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Архангельской области и Порядок проверки итогового сочинения (изложения) в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования Архангельской области от 24.10.2023 № 1871;
  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для всех обучающихся 11(12) классов, экстернов.

 

 

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации имеют право писать как сочинение, так и изложение.

 

Подача заявления и подтверждающие документы

 

Заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).

 

Продолжительность написания итогового сочинения (изложения)

 

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

 

При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

 

Итоговое сочинение (изложение) на дому или в медицинской организации

 

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Основанием для организации итогового собеседования на дому или в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

 

 

 

Условия проведения итогового сочинения (изложения) для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (обеспечивается создание следующих условий проведения итогового сочинения (изложения):

 

 

 

 

  • возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);

 

 

 

 

 

 

 

  • при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей;

 

 

 

 

 

 

 

  • участники итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания итогового сочинения (изложения) необходимыми им специальными техническими средствами.

 

 

 

 

Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):

 

 

 

 

  • учебные кабинеты для проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

 

 

 

 

 

 

 

  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.

 

 

 

 

Для глухих участников итогового сочинения (изложения):

 

 

 

 

  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;

 

 

 

 

 

 

 

  • печатная форма инструкции, зачитываемой членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) для самостоятельного прочтения участниками итогового сочинения (изложения).

 

 

 

 

Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:

 

 

 

 

  • при необходимости    итоговое    сочинение (изложение) может    выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением, не имеющего выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

 

 

 

 

Для слепых участников:

 

 

 

 

  • темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;

 

 

 

 

 

 

 

  • достаточное   количество   специальных   принадлежностей для оформления итогового сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости);

 

 

 

 

 

 

 

  • итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере. Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

 

 

 

 

Для слабовидящих:

 

 

 

 

  • темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения), бланки итогового сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);

 

 

 

 

 

 

 

  • освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не менее 300 люкс. Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках итогового сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).

 

 

 

 

        Для участников итогового изложения с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, позднооглохших и    слабослышащих    участников    итогового    изложения    текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков не допускается). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.

 

        Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения   при   необходимости (вместо   выдачи   текста   для   итогового   изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).

 

        Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

 

      

 

ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов

 

Нормативно-правовые документы:

 

 

 

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных распоряжением министерства образования Архангельской области от 26.05.2022 № 844;

 

 

 

 

 

 

 

  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

 

 

 

 

 

 

 

  • Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования.

 

 

 

 

Формы ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, экстернов детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) по их желанию проводится:

 

 

 

 

  • в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ);

 

 

 

 

 

 

 

  • в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

 

 

 

 

При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ).

 

ГВЭ по обязательным учебным предметам по желанию  выше указанных категорий обучающихся проводится в устной форме

 

Подача заявления и подтверждающие документы

 

Заявление об участии в ГИА-11 подаются до 1 февраля включительно.

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-11 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения)  ПМПК.

 

Дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК для проведения экзамена в специальных условиях.

 

Рекомендации ПМПК может быть предоставлено два вида: о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ или о создании условий при проведении ГИА-11.

 

Справка, подтверждающая инвалидность, и/или рекомендации ПМПК о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ дают право предоставление обязательных условий для всех участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

 

Для организации специальных условий необходимо получить рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11.

 

ГИА-11 на дому или в медицинской организации

 

Для участников ГИА-11 с ОВЗ, участников ГИА-11 детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение ГИА-11 в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендации ПМПК.

 

 

 

Условия проведения экзамена

 

Для участников с ОВЗ, подтвердивших данный статус, предоставив оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК, и детей-инвалидов, инвалидов, подтвердивших свой статус, предоставить оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающую инвалидность, имеют право на следующие условия:

 

 

 

 

  • выбор формы ГИА-11;

 

 

 

 

 

 

 

  • проведение ГВЭ по обязательным учебным предметам по желанию в устной форме;

 

 

 

 

 

 

 

  • увеличение продолжительности экзамена по учебным предметам на 1,5 часа, увеличение продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) ЕГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участниками экзаменов устных ответов  на 30 минут;

 

 

 

 

 

 

 

  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

 

 

 

 

 

 

 

  • беспрепятственный доступ участников ГИА-11 в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

 

 

 

 

Специальные условия проведения экзамена

 

Для участников с ОВЗ, для обучающихся на дому или в медицинской организации, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, и детей-инвалидов, инвалидов, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

 

 

 

 

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в пункте проведения экзамена (далее ППЭ), занять рабочее место, прочитать задание,  заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в бланки для записи ответов на задания КИМ, в том числе дополнительные бланки;

 

 

 

 

 

 

 

  • использование на ГИА-11 необходимых для выполнения заданий технических средств;

 

 

 

 

 

 

 

  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-11);

 

 

 

 

 

 

 

  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-11);

 

 

 

 

 

 

 

  • оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-11);

 

 

 

 

 

 

 

  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА-11);

 

 

 

 

 

 

 

  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

 

 

 

 

Специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-11, необходимые им при проведении экзаменов указываются в заявлении на ГИА-11.

 

Специализированная рассадка – носит заявительный характер, является выбором участника, который он, при необходимости, указывает в заявлении.  

 

Ассистентом может быть работник образовательной организации, социальный работник, в исключительных случаях родитель (законный представитель) участника экзамена.

 

Не допускается привлекать в качестве ассистентов специалистов по соответствующему учебному предмету, учителей участников.

 

С особенностями организации аудиторий ППЭ, использованием технических средств и функциями ассистентов участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по нозологическим группам можно ознакомиться здесь.

 

Особенности рассмотрения апелляций

 

Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена – детей-инвалидов и инвалидов апелляционная комиссия вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников экзамена), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников экзамена). Вместе с участником экзамена с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.

 

В случае обнаружения апелляционной комиссией ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников экзамена   с масштабированных   бланков на бланки стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников экзамена, выполнявших письменную экзаменационную работу на компьютере, с компьютера на бланки апелляционная комиссия учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. Экзаменационные работы таких участников экзамена проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.