Федеральные документы
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 08.08.2024)
Региональные документы
Методические материалы
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2024 год
Информационные материалы
Ознакомиться с демоверсиями, спецификациями, кодификаторами
Минпросвещения России, Рособрнадзор и Совет по вопросам проведения итогового сочинения принял решение об изменении с 2022/23 учебного года подхода к формированию комплектов тем итогового сочинения: они будут формироваться из закрытого банка тем итогового сочинения.
В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг. .
Более подробно по ссылке.
Дата итогового сочинения (изложения) |
Сроки подачи заявлений/сроки допуска на участие в итоговом сочинении (изложении) |
06 декабря 2023 года |
до 22 ноября 2023 года |
07 февраля 2024 года |
до 24 января 2024 года |
10 апреля 2024 года |
до 27 марта 2024 года |
Нормативные правовые документы
Методические материалы
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2023/24 учебном году (обновлено 22.09.2023)
Места регистрации
Министерством образования Архангельской области определены места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (распоряжение от 10.11.2023 № 1956), а также утвержден порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области (распоряжение от 25.10.2023 № 1881), который включает в себя в том числе образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) для различных категорий участников.
Места регистрации на итоговое сочинение (изложение)
Образцы заявлений
Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) обучающегося, экстерна
Образец заявления на участие в итоговом сочинении выпускника прошлых лет
Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения)
Форма акта общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения)
Форма акта общественного наблюдения при проверке итогового сочинения (изложения)
Информация для участников
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ДЛЯ:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования;
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее - лица со справкой об обучении).
Обучающиеся Х классов, участвующие в экзаменах по отдельным учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении).
ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
С 2022-2023 учебного года итоговое изложение проводится с использованием текстов из Открытого банка текстов для итогового изложения (далее – Банк изложений).
В Банке изложений размещены более 300 текстов, разработанных в 2014-2022 годах. В дальнейшем Банк изложений будет пополняться новыми текстами.
В Банке изложений тексты систематизированы и распределены по трем разделам с учетом их содержательно-тематической направленности:
Раздел 1. Нравственные ценности (включены тексты о добре, счастье, любви, правде, дружбе, милосердии, творчестве; в текстах поднимаются вопросы, связанные с духовными ценностями, нравственным выбором человека, межличностными отношениями).
Раздел 2. Мир природы (включены тексты о красоте окружающего мира, поведении животных, их дружбе с человеком; тексты побуждают задуматься об экологических проблемах, жизненных уроках, которые природа преподает человеку).
Раздел 3. События истории (включены страницы биографий выдающихся деятелей культуры, науки и техники, а также тексты, позволяющие вспомнить важные события отечественной истории мирного и военного времени, подвиги на фронте и в тылу).
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация участников на итоговое сочинение (изложение) осуществляется на основании их заявлений в местах, определенных министерством образования и науки Архангельской области.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании или заверенные копии документов об образовании. Оригинал (копия) иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в пунктах проведения итогового сочинения (изложения) не позднее, чем через двенадцать календарных дней с даты написания итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ
Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).
В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 31.07.2017) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно.
Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ:
В 2023/24 учебном году комплекты тем итогового сочинения будут формироваться из ежегодно пополняемого закрытого банка тем итогового сочинения. Комплекты будут содержать как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые темы, разработанные в 2022 и 2023 гг.
На сайте ФГБНУ «ФИПИ» опубликованы следующие материалы:
1. Структура закрытого банка тем итогового сочинения.
2. Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения.
3. Образец комплекта тем 2023/24 учебного года.
ПОВТОРНЫЙ ДОПУСК
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) участники:
- получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- не завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) для участников
Информация для организаторов
Правила заполнения форм итогового сочинения (изложения) в образовательной организации (обновлено 23.11.2023)
Мониторинг проведения итогового сочинения (изложения) (обновлено 23.11.2022)
Форма Акта общественного наблюдения при проведении итогового сочинения (изложения)
Форма акта общественного наблюдения при проверке итогового сочинения (изложения)
Онлайн-консультация "На все 100" по подготовке к итоговому сочинению (изложению)
В эфире онлайн-консультации "На все 100" рассказано об изменениях, связанных с итоговым сочинением 2023/24 учебного года.
Расписание экзаменов
Расписание проведения ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2024 году
Ознакомление с результатами
Ознакомление с результатами ГИА, ЕГЭ текущего года производится в образовательной организации – месте подачи заявления.
Предварительное ознакомление с результатами ГИА, ЕГЭ возможно на официальном информационном портале.
Срок хранения информации о результатах ГИА, ЕГЭ на указанном ресурсе ограничен.
Подача апелляции. Графики информирования участников ГИА
-
ЕГЭ, ГВЭ-11. Примерный график информирования участников о сроках подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами
-
ОГЭ, ГВЭ-9. Примерный график информирования участников о сроках подачи и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами
Информация о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций участников государственной итоговой аттестации в 2024 году в Архангельской области
Участникам государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) предоставляется право подать апелляцию в апелляционную комиссию Архангельской области:
- о нарушении установленного порядка проведения ГИА;
- о несогласии с выставленными баллами.
Апелляционная комиссия не рассматривает:
- апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам;
- апелляции по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) с кратким ответом;
- апелляции по вопросам, связанным с нарушением участником экзамена требований, установленных Порядками ГИА;
- апелляции по вопросам, связанным с неправильным заполнением бланков и дополнительных бланков;
- записи в черновиках и на КИМ.
Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ГИА подается участником ГИА в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
После получения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА членом ГЭК в ППЭ в день проведения экзамена организуется проверка изложенных в апелляции сведений при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой участник ГИА сдавал экзамен; технических специалистов и ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом ГЭК в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию.
При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА апелляционная комиссия знакомится с заключением о результатах проверки и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
В случае удовлетворения апелляции результат экзамена аннулируется, участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету:
- обучающимися или их родителями (законными представителями) ‒ в образовательную организацию, где обучались участники ГИА, или в апелляционную комиссию Архангельской области, которая работает на базе государственного автономного учреждения Архангельской области «Центр оценки качества образования» (далее – ГАУ АО ЦОКО);
- выпускниками прошлых лет или их родителями (законными представителями) ‒ в места, в которых выпускники прошлых лет были зарегистрированы на сдачу ГИА, или в апелляционную комиссию Архангельской области, которая работает на базе ГАУ АО ЦОКО;.
Руководитель образовательной организации или уполномоченное им лицо, принявшее апелляцию, незамедлительно передает ее в апелляционную комиссию.
Апелляционная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение четырех рабочих дней, следующих за днем ее поступления в апелляционную комиссию.
При рассмотрении апелляций могут присутствовать участники ГИА и (или) его родители (законные представители), или уполномоченные ими лица (на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности), а также члены ГЭК, общественные наблюдатели, аккредитованные министерством образования Архангельской области, должностные лица Рособрнадзора и министерства образования Архангельской области.
Участник ГИА информируется о дате, времени и месте рассмотрения апелляций не позднее чем за один рабочий день до даты рассмотрения апелляции.
Участнику ГИА и (или) его родителям, в случае его (их) присутствия при рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами предъявляются (но не выдаются, в том числе в электронном виде/в виде фото, видео, аудиозаписей, содержащих информацию из предъявляемых документов): распечатанные изображения бланков экзаменационной работы, протоколов проверки развернутых и устных ответов, распечатанные результаты распознавания бланков экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта. Участник ГИА письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им работы, файлы с цифровой записью его устного ответа.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами апелляционная комиссия принимает одно из решений:
- об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
- об удовлетворении апелляции и изменении баллов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
В отдельных случаях при удовлетворении апелляции балл может остаться неизменным.
Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Время, рекомендуемое на рассмотрение одной апелляции о несогласии с выставленными баллами, составляет не более 20 минут (включая разъяснения по оцениванию развернутых ответов).
При рассмотрении апелляций запрещено пользоваться средствами связи, электронно-вычислительной техникой, фото-, аудио- и видеоаппаратурой.
Апелляционная комиссия информирует участника ГИА и (или) его родителей о принятых решениях не позднее трех рабочих дней со дня их принятия.
Апелляционная комиссия работает на базе ГАУ АО ЦОКО по адресу: г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 270.
Телефон секретаря апелляционной комиссии: (8182) 62-57-39.
Прием заявлений от участников будет осуществляться до 01 февраля 2024 года.
Нормативные правовые документы
Места регистрации
Министерством образования Архангельской области определены места регистрации на сдачу ГИА, ЕГЭ:
Категория участников |
Места регистрации
|
обучающиеся общеобразовательных организаций, специальных воспитательных учреждений закрытого типа и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы |
общеобразовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования |
лица, осваивающие образовательные программы среднего образования в форме семейного образования или самообразования |
общеобразовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам среднего общего образования |
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, проживающие в городских округах и муниципальных образованиях Архангельской области (кроме городов Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Котлас и обучающихся ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж»)
обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, проживающие в городах Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Котлас и обучающихся ГАПОУАО «Няндомский железнодорожный колледж» |
общеобразовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам среднего общего образования, расположенные по месту нахождения организации среднего профессионального образования государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева» Адрес: г. Котлас Архангельской области, ул. Мелентьева, д. 31 контактный телефон: (8183) 72-46-41 время приёма заявлений: понедельник-пятница с 9:00 до 15:00 час., каб. «Приемная директора» государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» Адрес: г. Северодвинск, ул. Советских Космонавтов, д.18 контактный телефон: (8184) 58-80-13, 8-911-558-75-31 время приёма заявлений: понедельник-пятница с 8:00 до 15:30 час., 3 этаж, каб. «Заведующий учебной частью»
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский политехнический техникум»
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Няндомский железнодорожный колледж» (только для обучающихся ГАПОУАО «Няндомский железнодорожный колледж») |
выпускники прошлых лет, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организация, проживающие в городских округах и муниципальных образованиях Архангельской области (кроме городов Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Котлас) |
общеобразовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам среднего общего образования, по месту проживания |
выпускники прошлых лет, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, проживающие в городах Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Котлас |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева» государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский политехнический техникум»
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Няндомский железнодорожный колледж» (только для обучающихся ГАПОУАО «Няндомский железнодорожный колледж») |
лица, допущенные к прохождению государственной итоговой аттестации в предыдущие годы, но не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты |
образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию по образовательным программам среднего общего образования, в которой данные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения государственной итоговой аттестации |
Информация для обучающихся СПО
Участие обучающихся по программам СПО в итоговом сочинении и ЕГЭ
Участие обучающихся по программам СПО в итоговом сочинении и ЕГЭ (презентация)
Образцы заявлений
Образец заявления на участие в ГИА в форме ЕГЭ обучающегося, экстерна
Образец заявления на участие в ГИА в форме ГВЭ обучающегося, экстерна
Информация для организаторов
Участники с ОВЗ ГИА-11
Инвалид (ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»).
Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Признание лицом с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). Гражданину, признанному лицом с ограниченными возможностями здоровья по решению ПМПК выдаются рекомендации (заключение) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития. Рекомендации (заключение) ПМПК носят для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242).
Итоговое сочинение (изложение) для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
- Порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования Архангельской области от 25.10.2023 № 1881;
- Порядок проведения итогового сочинения (изложения) в Архангельской области и Порядок проверки итогового сочинения (изложения) в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования Архангельской области от 24.10.2023 № 1871;
- Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования для всех обучающихся 11(12) классов, экстернов.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации имеют право писать как сочинение, так и изложение.
Подача заявления и подтверждающие документы
Заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Итоговое сочинение (изложение) на дому или в медицинской организации
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации итогового собеседования на дому или в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Условия проведения итогового сочинения (изложения) для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов (обеспечивается создание следующих условий проведения итогового сочинения (изложения):
- возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);
- при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей;
- участники итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участники итогового сочинения (изложения) – дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания итогового сочинения (изложения) необходимыми им специальными техническими средствами.
Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):
- учебные кабинеты для проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для глухих участников итогового сочинения (изложения):
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
- печатная форма инструкции, зачитываемой членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) для самостоятельного прочтения участниками итогового сочинения (изложения).
Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- при необходимости итоговое сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением, не имеющего выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
Для слепых участников:
- темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- достаточное количество специальных принадлежностей для оформления итогового сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости);
- итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере. Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).
Для слабовидящих:
- темы итогового сочинения (тексты для итогового изложения), бланки итогового сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный);
- освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не менее 300 люкс. Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках итогового сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).
Для участников итогового изложения с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых, слабовидящих, глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения текст для итогового изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут. В это время участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст для итогового изложения в листы бумаги для черновиков не допускается). По истечении 40 минут член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст для итогового изложения, и участники приступают к написанию итогового изложения.
Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников итогового изложения при необходимости (вместо выдачи текста для итогового изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для итогового изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для итогового изложения сообщается во время подачи заявления на участие в итоговом изложении).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.
ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;
- Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных распоряжением министерства образования Архангельской области от 26.05.2022 № 844;
- Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- Методические рекомендации по организации и проведению государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования.
Формы ГИА-11 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, экстернов с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, экстернов детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) по их желанию проводится:
- в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ);
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-11 (ЕГЭ и ГВЭ).
ГВЭ по обязательным учебным предметам по желанию выше указанных категорий обучающихся проводится в устной форме.
Подача заявления и подтверждающие документы
Заявление об участии в ГИА-11 подаются до 1 февраля включительно.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-11 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) ПМПК.
Дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также копию рекомендаций ПМПК для проведения экзамена в специальных условиях.
Рекомендации ПМПК может быть предоставлено два вида: о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ или о создании условий при проведении ГИА-11.
Справка, подтверждающая инвалидность, и/или рекомендации ПМПК о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ дают право предоставление обязательных условий для всех участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
Для организации специальных условий необходимо получить рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11.
ГИА-11 на дому или в медицинской организации
Для участников ГИА-11 с ОВЗ, участников ГИА-11 детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение ГИА-11 в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендации ПМПК.
Условия проведения экзамена
Для участников с ОВЗ, подтвердивших данный статус, предоставив оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК, и детей-инвалидов, инвалидов, подтвердивших свой статус, предоставить оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающую инвалидность, имеют право на следующие условия:
- выбор формы ГИА-11;
- проведение ГВЭ по обязательным учебным предметам по желанию в устной форме;
- увеличение продолжительности экзамена по учебным предметам на 1,5 часа, увеличение продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) ЕГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участниками экзаменов устных ответов на 30 минут;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
- беспрепятственный доступ участников ГИА-11 в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Специальные условия проведения экзамена
Для участников с ОВЗ, для обучающихся на дому или в медицинской организации, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, и детей-инвалидов, инвалидов, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, и рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-11, имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в пункте проведения экзамена (далее ППЭ), занять рабочее место, прочитать задание, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в бланки для записи ответов на задания КИМ, в том числе дополнительные бланки;
- использование на ГИА-11 необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-11);
- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-11);
- оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-11);
- копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА-11);
- выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.
Специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-11, необходимые им при проведении экзаменов указываются в заявлении на ГИА-11.
Специализированная рассадка – носит заявительный характер, является выбором участника, который он, при необходимости, указывает в заявлении.
Ассистентом может быть работник образовательной организации, социальный работник, в исключительных случаях родитель (законный представитель) участника экзамена.
Не допускается привлекать в качестве ассистентов специалистов по соответствующему учебному предмету, учителей участников.
С особенностями организации аудиторий ППЭ, использованием технических средств и функциями ассистентов участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по нозологическим группам можно ознакомиться здесь.
Особенности рассмотрения апелляций
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена – детей-инвалидов и инвалидов апелляционная комиссия вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников экзамена), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников экзамена). Вместе с участником экзамена с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.
В случае обнаружения апелляционной комиссией ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников экзамена с масштабированных бланков на бланки стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников экзамена, выполнявших письменную экзаменационную работу на компьютере, с компьютера на бланки апелляционная комиссия учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. Экзаменационные работы таких участников экзамена проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.