Содержание материала

Инвалид (ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Признание лица инвалидом осуществляется инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Лицу, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом»).

 

Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

 

Признание лицом с ограниченными возможностями здоровья осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). Гражданину, признанному лицом с ограниченными возможностями здоровья по решению ПМПК выдаются рекомендации (заключение) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития. Рекомендации (заключение) ПМПК носят для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242).

 

 

 

 

Итоговое собеседование для участников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов

 

 

 

 

 

Нормативно-правовые документы:

 

 

 

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Порядок регистрации на участие в итоговом собеседовании по русскому языку в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования Архангельской области от 19.12.2023 № 2176;

 

 

 

 

 

 

 

  • Порядок проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку в Архангельской области, утвержденный распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 26.01.2021 № 101;
  • Распоряжение министерства образования Архангельской области от 07.02.2024 № 179 «О минимальной сумме первичных баллов за итоговое собеседование, необходимых для получения оценки «зачет» для отдельных категорий участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-инвалидов»;
  • Распоряжение министерства образования Архангельской области от 20.12.2023 № 2184 «О внесении изменений в распоряжение министерства образования Архангельской области от 20 декабря 2023 года № 2184»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое собеседование по русскому языку является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования для всех обучающихся 9 классов.

 

Подача заявления и подтверждающие документы

 

Заявления на участие в итоговом собеседовании подаются не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

 

Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании по русскому языку предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций (заключения) психолого-медико-педагогической комиссии (далее – рекомендации ПМПК), а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).

 

Итоговое собеседование на дому или в медицинской организации

 

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение итогового собеседования в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Основанием для организации итогового собеседования на дому или в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

 

Условия проведения итогового собеседования для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность) обеспечивается создание следующих условий проведения итогового собеседования:

 

 

 

 

  • беспрепятственный доступ участников итогового собеседования в аудитории ожидания итогового собеседования, аудитории проведения итогового собеседования, учебные кабинеты для участников, прошедших итоговое собеседование, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);

 

 

 

 

 

 

 

  • увеличение продолжительности итогового собеседования на 30 минут.

 

 

 

 

Специальные условия проведения итогового собеседования для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Для участников итогового собеседования с ОВЗ, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК о создании условий при проведении итогового собеседования и/или государственной итоговой аттестации), для участников итогового собеседования - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК о создании условий при проведении итогового собеседования и/или государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)) обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития:

 

 

 

 

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным выше категориям участников итогового собеседования необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в месте проведения итогового собеседования, занять рабочее место, прочитать задание;

 

 

 

 

 

 

 

  • использование на итоговом собеседовании необходимых для выполнения заданий технических средств.

 

 

 

 

Для слабослышащих участников итогового собеседования:

 

 

 

 

  • оборудование аудитории проведения итогового собеседования звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования.

 

 

 

 

Для глухих и слабослышащих участников итогового собеседования:

 

 

 

 

  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика.

 

 

 

 

Для слепых участников итогового собеседования:

 

 

 

 

  • оформление комплектов тем, текстов и заданий итогового собеседования (далее - КИМ итогового собеседования) рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера.

 

 

 

 

Для слабовидящих участников итогового собеседования:

 

 

 

 

  • копирование КИМ итогового собеседования в день проведения итогового собеседования в присутствии члена комиссии по проведению и проверке итогового собеседования в увеличенном размере;

 

 

 

 

 

 

 

  • обеспечение аудитории проведения итогового собеседования увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство);

 

 

 

 

 

 

 

  • индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки).

 

 

 

 

Для участников с расстройствами аутистического спектра:

 

 

 

 

  • привлечение в качестве собеседника специалиста – дефектолога, психолога или педагога, с которым указанный участник итогового собеседования знаком. В исключительных случаях при необходимости и при наличии необходимых компетенций в качестве собеседника может быть привлечен родитель (законный представитель) участника итогового собеседования.

 

 

 

 

Для участников итогового собеседования с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

 

при необходимости использование компьютера со специализированным программным обеспечением (для ответов в письменной форме).

 

Участники итогового собеседования, особенности психофизического развития которых не позволяют им выполнить задания КИМ итогового собеседования в устной форме, могут выполнять задания КИМ итогового собеседования в письменной форме при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК.

 

ГИА-9 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Нормативно-правовые документы:

 

 

 

 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04.04.2023 № 232/551 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

 

 

 

 

 

 

 

  • Порядок организации питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, утвержденных распоряжением министерства образования Архангельской области от 26.05.2022 № 844;

 

 

 

 

 

 

 

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

 

 

 

 

 

 

 

  • Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

 

 

 

 

Формы ГИА-9 для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов

 

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) по их желанию проводится:

 

 

 

 

  • в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);

 

 

 

 

 

 

 

  • в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

 

 

 

 

При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ).

 

ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме

 

Количество предметов

 

Для участников ГИА с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится только по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике).

 

Подача заявления и подтверждающие документы

 

Заявление об участии в ГИА-9 подаются до 1 марта включительно.

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, экстерны с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления об участии в ГИА-9 предъявляют оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК.

 

Обучающиеся – дети-инвалиды и инвалиды, экстерны дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающей инвалидность, а также оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендаций ПМПК для проведения экзамена в специальных условиях.

 

Рекомендации ПМПК может быть предоставлено два вида: о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ или о создании условий при проведении ГИА-9.

 

Справка, подтверждающая инвалидность, и/или рекомендации ПМПК о создании условий при получении образования обучающемуся с ОВЗ дают право предоставление обязательных условий для всех участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

 

Для организации специальных условий необходимо получить рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-9.

 

Специальные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития участников ГИА-9, необходимые им при проведении экзаменов необходимо указать в заявлении.

 

ГИА-9 на дому или в медицинской организации

 

Для участников ГИА-9 с ОВЗ, участников ГИА-9 - детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется проведение ГИА-9 в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

 

Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендации ПМПК.

 

Условия проведения экзамена

 

Для участников с ОВЗ, подтвердивших данный статус, предоставив рекомендации ПМПК, и детей-инвалидов, инвалидов, подтвердивших свой статус, предоставить справку, подтверждающую инвалидность, имеют право на следующие условия:

 

 

 

 

  • выбор формы ГИА-9;

 

 

 

 

 

 

 

  • ГИА-9 только по обязательным учебным предметам;

 

 

 

 

 

 

 

  • проведение ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;

 

 

 

 

 

 

 

  • беспрепятственный доступ участников ГИА-9 в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

 

 

 

 

 

 

 

  • увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности выполнения заданий  КИМ ОГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участниками устных ответов, на 30 минут;

 

 

 

 

 

 

 

  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

 

 

 

 

Специальные условия проведения экзамена

 

Для участников с ОВЗ, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-9, и для участников - детей-инвалидов и инвалидов, предоставившим оригинал или надлежащим образом заверенную копию справки, подтверждающую инвалидность, и оригинал или надлежащим образом заверенную копию рекомендации ПМПК о создании условий при проведении ГИА-9, имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

 

 

 

 

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место,  прочитать задание, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ  в бланки, в том числе дополнительные бланки;

 

 

 

 

 

 

 

  • использование на ГИА-9 необходимых для выполнения заданий технических средств;

 

 

 

 

 

 

 

  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-9);

 

 

 

 

 

 

 

  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-9);

 

 

 

 

 

 

 

  • оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-9);

 

 

 

 

 

 

 

  • копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА-9);

 

 

 

 

 

 

 

  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

 

 

 

 

Специализированная рассадка – носит заявительный характер, является выбором участника, который он, при необходимости, указывает в заявлении.  

 

Ассистентом может быть работник образовательной организации, социальный работник, в исключительных случаях родитель (законный представитель) участника экзамена.

 

Не допускается привлекать в качестве ассистентов специалистов по соответствующему учебному предмету, учителей участников.

 

 

 

С особенностями организации аудиторий ППЭ, использованием технических средств и функциями ассистентов участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по нозологическим группам можно ознакомиться здесь.

 

 

 

Особенности рассмотрения апелляций

 

Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена – детей-инвалидов и инвалидов апелляционная комиссия вправе привлекать к своей работе тифлопереводчиков (для рассмотрения апелляций слепых участников экзамена), сурдопереводчиков (для рассмотрения апелляций глухих участников экзамена). Вместе с участником экзамена с ОВЗ, ребенком-инвалидом, инвалидом на рассмотрении его апелляции, помимо родителей (законных представителей), может присутствовать ассистент.

 

В случае обнаружения апелляционной комиссией ошибок в переносе ответов слепых или слабовидящих участников экзамена   с масштабированных   бланков на бланки стандартного размера, ошибок в переносе ответов участников экзамена, выполнявших письменную экзаменационную работу на компьютере, с компьютера на бланки апелляционная комиссия учитывает данные ошибки в качестве технической ошибки. Экзаменационные работы таких участников экзамена проходят повторную обработку (включая перенос ответов на бланки стандартного размера) и, при необходимости, повторную проверку экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.